Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Журнал «Культура и время»

журнал Культура и время №3-2010

Третий номер журнала «Культура и время» за 2010 год продолжает публикацию материалов, посвященных 75-летию Пакта Рериха.

Рубрику «К 75-летию Пакта Рериха» открывает статья «Знамя» самого Мастера, в которой он призывает проявить «прозорливость в деле хранения Культуры», «деятельную заботу» о культурных ценностях, которые «украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика». Публикация председателя Болгарского общества Рерихов – коллективного члена МЦР Марги Куцаровой (Болгария) раскрывает незаменимую и деятельную роль в утверждении Пакта и Знамени Мира вдохновительницы и соратницы Николая Константиновича – Елены Ивановны Рерих, «огненного сердца учреждений, продвигавших великую идею». Именно благодаря ее настойчивым указаниям в Пакте было закреплено имя его инициатора и создателя, Елена Ивановна осуществляла огромную работу по продвижению Пакта, «зажигая дух сотрудников». В материале И.Ю. Дьяченко и В.В. Фролова «Мыслить и действовать во имя Культуры» показана деятельность Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в контексте популяризации идей Пакта в современных условиях. В свое время Святослав Николаевич Рерих мечтал, чтобы музей стал «живым центром», в задачи которого входили бы «не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей». В наши дни сотрудники музея планомерно реализуют просветительскую функцию Пакта – занимаются публикацией художественного, эпистолярного, научного и философского наследия Рерихов, проводят ежегодные научно-общественные международные конференции, выставки художников-космистов, организуют концертные сезоны. Современным проблемам в деле защиты культурного наследия человечества посвящена статья Е.М. Морозова «О символе общечеловеческих сокровищ». Автор приводит вопиющие факты уничтожения и разрушения памятников культуры вследствие военных конфликтов, непродуманных архитектурных решений. В материале Т.И. Чечиной «Путешествие в Россию» рассказывается о фотовыставке Александра Терёхина, запечатлевшего на своих снимках исторически значимые места и скромные уголки провинциальных русских городов. Экспозиция, открывшаяся в сентябре 2009 года в московской галерее «На Солянке», является частью проекта «Путешествие в Россию», который ставит своей целью популяризацию древних архитектурных памятников. По словам автора, «виртуальное фотопутешествие – простой и очень эффективный способ пробудить у людей живой интерес к истории и культуре России». Исследование П.В. Флоренского – внука, публикатора и исследователя трудов священника Павла Флоренского – «Церковь и музеи. Размышление о реституции, пневматосфере и симфонии» анализирует конфликт между Русской православной церковью и музейной общественностью в свете процесса возвращения церкви некогда принадлежащей ей собственности. По мнению Флоренского, «передача древних храмов клиру – процесс неоднозначный и весьма рискованный», так как «древние памятники не рассчитаны на нынешнее состояние экологии и воздействие современного человека с его стилем жизни». Этой же проблемы касается руководитель Центра документации наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева профессор Академии реставрации В.И. Плужников в статье «Церкви – Церкви!», или Как обращаются с памятниками архитектуры их нынешние хозяева». Автор выражает серьезную обеспокоенность тем, что церковная администрация зачастую пренебрегает государственными установлениями и профессиональными нормами защиты общенационального культурного наследия.

В рубрике «Грани космического мировоззрения» – публикация В.И. Алексеевой «Камиль Фламмарион: человек и звездное небо», в которой рассказывается о жизни и творчестве виднейшего популяризатора астрономии, талантливого писателя и общественного деятеля. Биографические сведения органично соединены с философскими взглядами ученого. Он полагал, что физические и нравственные законы мироздания составляют нерасторжимое целое, в природе царит блистательная простота, большой космос – есть истина, добро и красота, сожалел о невежестве человека, который не осознает своего космического назначения, критиковал общественное устройство, в основе которого лежат подчинение и насилие, верил, что, обратившись к изучению Вселенной, люди перестанут воевать и построят новое, свободное общество.

Научный сотрудник ОНЦ КМ В.И. Сидоров в материале «Космогония Солнечной системы с позиций новой одухотворенной науки» (рубрика «Новая наука»), используя как известные научные данные об эволюции звезд и Солнечной системы, так и метанаучную информацию из записей Е.И. Рерих и Е.П. Блаватской, рассуждает о происхождении Вселенной, формировании космических тел – спутников и планет, о начале Солнечной системы, процессе образования Земли и Луны и др.

В рубрике «Альбом» заместитель директора Симферопольского художественного музея доктор философии Л.А. Бровко в статье «Учитель жизни Куинджи и его школа» раскрывает образ выдающегося русского художника в трех ипостасях – живописца, педагога и мецената. Материал дополнен репродукциями самого мастера и его знаменитых учеников.

По традиции в рубрике «Красота спасет мир» освещаются события современной художественной жизни. В материале «К России с любовью» С.В. Колодиева рассказывает о представленных в залах МЦР суздальским центром народного творчества предметах народных промыслов и ремесел. Статья Галины Смоленской «Переплетение традиций. Блистательная Порта в Московском Кремле» знакомит с выставкой «Сокровища османских султанов» из собрания Музея дворца Топкапы в Стамбуле, которая прошла в мае этого года в Музеях Московского Кремля. В экспозиции были представлены историко-художественные раритеты: коллекции книг, миниатюры, каллиграфические альбомы, оружие, символы власти крупнейшей империи в истории человечества.

В рубрике «Поэтические страницы» Алла Демидова размышляет о сложных взаимоотношениях виднейших русских поэтесс XX века Марины Цветаевой и Анны Ахматовой: «Вот уже третий год по воскресеньям и понедельникам на радио «Культура» я читаю стихи со своими маленькими комментариями. Много передач было посвящено творчеству Цветаевой и Ахматовой. Одну из этих бесед я хочу вынести на ваш суд».

Ксения Петрова в рубрике «Восток – Запад» рассказывает о фестивале «Россия – Индия – Тибет», которой уже в четвертый раз был организован в МЦР (его главным событием по традиции стала шестидневная церемония построения песочной мандалы). Традициям, особенностям, репертуаре одного из древнейших мировых театров посвящено исследование М.Н. Воробьева «Театр Индии: вчера и сегодня».

В рубрике «Театральный разъезд» – интервью с Владимиром Кореневым «Вкус, батюшка, – отменная манера». Отвечая на вопросы Галины Смоленской, Коренев раскрывает секреты актерской профессии, рассказывает о своей жизни, судьбе, педагогической деятельности, отношении к современному театру.

Как всегда, насыщена информацией рубрика «Хроника». Здесь рассказывается о церемонии вручения в Стамбуле премии Европейского союза по культурному наследию «Европа Ностра» в категории «Самоотверженный труд» первому вице-президенту МЦР, генеральному директору Музея имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошниковой (Т.И. Чечина); прошедшей этим летом в Берлине выставке «Пакт Рериха. 75 лет защиты культуры и миротворчества» (О.А. Лавренова); поездке в Китай (в том числе и на Всемирную выставку «ЭКСПО-2010 в Шанхае) делегации МЦР (В.В. Фролов); чествовании в Мемориальном музее космонавтики экипажей первой советско-американской программы «Союз-Аполлон», которой в июле этого года исполнилось 35 лет (С.А. Гавриш); российско-французском детском музыкальном фестивале «Этот мир – наш!», который прошел в Авиньоне в рамках года России во Франции и года Франции в России (Ж.А. Гиляревская).

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов