Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

Главная страница » Творческие отделы » Центр Гуманной педагогики
      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Педагогика будущего|О Центре|Международные Педагогические Чтения|События|Контакты|Книга-почтой

Информационный выпуск № 14, 2013 г.

Гуманная педагогика - Информационный выпуск №14, 2013 г.

Вышел новый номер Информационного выпуска, посвященного предстоящим в период 22 – 24 марта 2013 года в Москве Двенадцатым Международным чтениям «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».

Первая полоса посвящена педагогическому творчеству одного из основателей движения гуманной педагогики, верной спутнице жизни и творчества академика Шалвы Амонашвили, академику, доктору педагогических наук, Рыцарю Гуманной Педагогики – Валерии Ниорадзе. Читатели познакомятся с материалом Валерии Гивиевны «Духовный аспект слова в воспитании школьников», где автор высказывает свою обеспокоенность тем, что «в школах на сегодняшний день нет предмета по развитию письменноречевой деятельности. Но именно в нем письменная речь мыслится как путь самопознания и самовоспитания школьников через раскрытие перед ними подлинного смысла и значения человеческого Слова, через выращивание в них тех способностей, что изначально заложены в каждом и нуждаются в пробуждении и развитии». А ведь важно еще и то, что именно этот интегральный курс затрагивает глубинные пласты души ребенка.


Подробнее


Встреча с педагогикой будущего

Есть ли у Вас какое-либо философское представление о ребенке? Стремитесь ли Вы к творчеству в своей гуманная педагогика педагогической деятельности? Перед кем Вы чувствуете ответственность за свой труд? Каким должен быть гуманный учитель?

Такие непривычные для повседневной педагогической практики вопросы были предложены для размышления участникам семинара «Основы гуманно- личностного подхода к детям в образовательном процессе», проходившем в Рыбинске с 1 по 5 октября 2011 г. Он был организован по инициативе Рыбинского педагогического колледжа при поддержке Департамента образования Ярославской области. Проводил семинар академик РАО, доктор психологических наук, профессор Московского городского педагогического университета Шалва Александрович Амонашвили.

Подробнее

ВСТРЕЧА В БУШЕТИ

15-17 июля 2011г. в Бушети, небольшом селе солнечной Грузии, на родине выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили и в его усадьбе собрались представители Международного движения гуманной педагогики из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии для принятия необычного документа – «Манифеста гуманной педагогики».

Эта встреча, хотя и проходила в неформальной обстановке, носила сугубо деловой характер. А документ, который был на ней принят, является самым необычным документом за последние десятилетия, так как носит судьбоносный характер не только для детей всей планеты, но и их родителей, воспитателей и учителей. Манифест гуманной педагогики – это Манифест Любви к детям. Он обращен «к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения, к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования, к каждому родителю, к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей, к каждому школьнику, ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты».

В трудное время, когда Планета, в буквальном смысле этих слов, содрогается от человеческого эгоизма, невежества, жестокости и безнравственности, соавторы Манифеста призывают «к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребенок – воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,
– развивался духовно и нравственно,
– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,
– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,
– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества».

Академик Шалва Александрович Амонашвили, автор научного направления «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», работал над созданием нового документа несколько лет. Затем он разослал его руководителям ряда региональных отделений Международной Ассоциации Гуманной Педагогики для изучения и внесения добавок и изменений. Многочисленные предложения поступали в течение нескольких месяцев из разных уголков бывшего Советского Союза. Все они были учтены Шалвой Александровичем.

Доработанный документ был вновь роздан для повторного редактирования, и последняя редакция была осуществлена уже в Бушети. Несколько дней интенсивной работы понадобилось участникам встречи для того, чтобы доработать и принять новый Манифест.

Манифест отражает тревогу авторов за судьбы детей, за судьбы мира, он предлагает пути выхода из кризиса образовательного пространства через применение новой инновационной педагогики – гуманной.

Окончательный документ вобрал не только текстовые поправки, но, что возможно, является основным – теплоту сердец его соавторов и светлую веру в то, что путь преображения жизни человеческого сообщества лежит только в духовной плоскости. В образовательном пространстве – это четвертое, духовно-нравственное измерение, которое реализует себя через Любовь к Ребенку, Веру в его возможности и Надежду на то, что при гуманно-личностном подходе к Ребенку раскроется все то лучшее, что Природа заботливо заложила в него.

В Манифесте раскрыта философская основа Гуманной Педагогики, названы различия ее от авторитарной. Он указывает на истоки, которые питают Гуманную Педагогику и наполняют ее последователей новыми знаниями и творческим вдохновениями.

Манифест призывает защищать детей «от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр и развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций властей». Защищать от всего того, что приводит детей к падению нравов, бескультурью, цинизму и жестокости, ведет современное детство ко множеству бед.

В документе сказано и о том, что истинная защита детства – задача непростая, что это есть путь великого служения. Для этого нужны особые – нравственные силы, нужно желание и стремление, и, конечно, твердая вера в то, что защита детей есть защита самой жизни на планете Земля. Манифест утверждает: «Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей.

Надо твердо знать, что в этом служении нет передышки и нельзя ослаблять зоркость».

Первый рабочий день прошел в великолепном ландшафтном парке в Цинандали. Этот парк был заложен выдающимся деятелем Грузии Александром Чавчавадзе.

И вот в этом прекрасном парке, созданном гением человека и творчеством матери-природы, в конференц-зале бывшей правительственной дачи, обсуждались положения Манифеста, вносились предложения и дополнения. Духовная наполненность этих мест способствовала созданию доброжелательной атмосферы, в которой слаженно и конструктивно проходила работа. Первый рабочий день, проведенный в Цинандали, был весьма успешно завершен.

Второй день участники провели в усадьбе Бушети. Здесь присутствующие разделились на две группы. Редакционная группа в количестве восьми человек вносила правки в электронный вариант Манифеста. Остальные – вместе с Ш.А. Амонашвили и его женой и соратником – академиком В.Г. Ниорадзе обсуждали вопросы, связанные с предстоящей дальнейшей работой. Затем группы объединились для того, чтобы прочесть окончательный вариант отредактированного текста. По прочтению были внесены еще интересные предложения, которые так же были учтены. Так, коллективное творчество участников встречи в Бушети, дало жизнь очень важному документу – Манифесту Гуманной Педагогики. Впервые в образовательном пространстве появился документ, устремляющий к духовному совершенствованию системы образования и воспитания.

Утро третьего дня было посвящено подписанию Манифеста всеми его соавторами. Завершилось действо Гимном учителей Гуманной Педагогики. Затем каждый руководитель республиканских ассоциаций получил подлинник Манифеста Гуманной Педагогики, который он увез в свою страну для дальнейшей работы.

По материалам статьи Татьяны Надточий «Ласточки Бушети»

Манифест гуманной педагогики

Восьмые Международные Педагогические Чтения

Участники Восьмых Международных Педагогических Чтений
С 9 по 11 января 2009 г. в Московском городском педагогическом университете состоялись Восьмые Международные Педагогические Чтения «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя». Организаторами Чтений выступили: Международный Центр Гуманной Педагогики, Международный Центр Рерихов, Московский городской педагогический университет при поддержке Российской Академии Образования, Международной Лиги Защиты Культуры, Ассоциации творческих учителей России, Движения «Родительская забота», Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Основной идеей Чтений можно определить слова Л.Н.Толстого: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если не поймете, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как самому жить?.. Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей»

Открытие Восьмых Международных Педагогических Чтений
В работе Восьмых Международных педагогических Чтений приняли участие более 600 человек из 75 городов России, стран СНГ и Балтии, а также по одному участнику из Сербии и Англии. Среди них были представители уже возникших и работающих Лабораторий гуманной педагогики и те, кто соприкоснулся с этим направлением впервые. Самыми большими были делегации Латвии (60 человек), Украины (60 человек), Москвы и Подмосковья (108 человек). Приехали учителя из Белоруссии (13 человек). Были представлены многие регионы России: Пенза (24 человека), Кировская область (16 человек), Магнитогорск (11 человек), Пермь (16 человек), Хакассия (15 человек), Дагестан (15 человек), Екатеринбург (15 человек), Владивосток.

Работа Чтений строилась из пленарных заседаний и работы восьми Круглых столов:

  1. Делаться с каждым днем лучше и добрее
  2. Урок – ступенька постижения педагогического искусства
  3. Как надо самому жить
  4. Духовность – путь к расширению педагогического сознания
  5. Пробудить в сердце родительскую мудрость
  6. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный
  7. Я руководитель
  8. Себя как в зеркале я вижу

В рамках программы Чтений были проведены 22 мастер-класса. На общих встречах помимо докладов звучали выступления в рубриках «Как светлый ангел побеждает» и «Есть идея», где учителя рассказывали об особенно трудных жизненных ситуациях учеников, в которые приходилось вмешиваться, сражаясь за судьбы детей. Воспитатель и учитель прекращает быть таковым, как только забывает о самовоспитании и самоусовершенствовании. Осознание необходимости своего духовного и нравственного совершенствования, чувство долга и совесть дают каждому учителю силы строить свой личный путь восхождения. Пусть каждый из нас задумается над своим учительским именем. Через свой творческий, одухотворенный труд, через свое отношение к жизни, к людям, школьникам, коллегам, родителям, семье, собственным детям мы заряжаем свое личное имя энергией светлого педагогического авторитета. Нам надо прославить труд и облик учителя через себя, через свою возвышающуюся личность.

Состоялось ставшее традиционным присуждение звания «Рыцарь гуманной педагогики» с вручением золотого значка «Сердце и лебедь», которого в этом году были удостоены 20 учителей и работников образования, талантливо проявивших себя на этом нелегком поприще.

Закрывая Восьмые Международные Педагогические Чтения, Ш.А. Амонашвили определил тему следующих Девятых Чтений, в название которых будут вынесены слова В.А.Сухомлинского: «Чтобы подарить ребенку искорку знания, учитель должен обладать морем Света».


Информационное письмо о Восьмых Международных Педагогических Чтениях

Анкета участника Педагогических чтений

Седьмые Международные Педагогические Чтения

 Участники Седьмых Международных Педагогических Чтений
Участники Седьмых Международных Педагогических Чтений

9–11 января 2008 г. состоялись Седьмые Международные Педагогические Чтения «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Организаторы Чтений: Международный Центр Гуманной Педагогики, Международный Центр Рерихов, ГОУ ВПО Московский Городской Педагогический Университет. В Чтениях приняли участие около 700 человек из различных регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Литвы и Эстонии.

Число участников Чтений с каждым годом увеличивается, и в этом году их гостеприимно принял Московский Городской Педагогический Университет. Открыл Чтения ректор МГПУ д.и.н. В.В. Рябов. На пленарных заседаниях выступили также Ш.А. Амонашвили, ректор Дагестанского университета д.п.н. Д.М. Маллаев, один из соавторов фильма «Живая вода» д.ф.н. С.В. Зенин, Народный артист России, лауреат всемирного конкурса в Монте-Карло, обладатель приза «Золотая Корона клоунов» Юрий Куклачев и др.

Главный вопрос, обсуждавшийся на Чтениях – культура образования. Нельзя продолжать воспитывать новое поколение на суррогатах культуры. Культура личности зависит от природных качеств человека, его образования и воспитания, поэтому любой учитель должен быть в первую очередь учителем Культуры, любой воспитатель – воспитателем Культуры.

Шалва Александрович Амонашвили, Педагогические Чтения
Ш.А. Амонашвили
выступает на пленарном заседании

На Чтениях работали Круглые столы:

  1. Культура есть форма проявления духа.

Председатель – Черноземова Елена Николаевна, д.ф.н., профессор МПГУ.

  1. Устремленность к совершенствованию – путь к духовной культуре учителя.

Председатель – Сорокин Владимир Борисович, к.ф.н., директор школы «Планета»(г. Москва);

  1. Внутренняя культура родителей и учителей ведет Ребенка к благородству.

Председатель – Мансурова Клара Шарафовна, руководитель общественного движения «Родительская забота» (г. Москва);

  1. Воспитание культуры через искусство и творчество.

Председатель – Александрова Вера Геннадьевна, д.п.н., главный научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики МГПУ;

  1. Культура урока.

Председатель – Ниорадзе Валерия Гивиевна, д.п.н., профессор МГПУ;

  1. Национальная культура и общечеловеческие ценности в воспитании детей.

Председатель – Резаков Равиль Гарифович, д.п.н., профессор МГПУ;

  1. Культура управления образованием.

Председатель – Яунземис Талис, начальник школьного управления Цесисского района, Латвия.

 

Работа Круглых столов была направлена на осознание четырех задач:

― как образовательное пространство, образовательный процесс и содержание образования наполнять культурой;

― как учителю (воспитателю, взрослым) быть олицетворением культуры;

― как развивать и воспитывать в каждом ребенке, в детях (учениках, воспитанниках) культуру жизни, мировоззрения, общения;

― как защищать детей от бескультурья.


Мастер-класс на Седьмых Международных Педагогических Чтениях
Мастер-класс московских школ. Урок ведет
учитель школы № 200 Т.Н. Жундрикова

Впервые в практику Международных Педагогических Чтений были введены мастер-классы, на которых своими методами работы в области гуманной педагогики поделились педагоги-новаторы:

  1. Войциш Валентина Александровна, завуч Лиепской школы (Латвия);
  2. Городович Светлана Юрьевна, директор школы «Наш Дом» (г. Благовещенск);
  3. Зобачева Раиса Дмитриевна, директор гимназии им. С.П. Дягилева (г. Пермь);
  4. Шишова Марина Игоревна, директор школы № 200 (г. Москва);
  5. Кикоть Алла Ивановна, учитель школы № 2 (г. Сыктывкар);
  6. Заруба Артур Викторович, учитель НОУ «Ломоносовская школа» (г. Москва);
  7. Киршин Игорь Александрович, к.п.н., руководитель студии «Солнечный сад» и
    Мышкин Евгений Викторович, руководитель студенческого театра «Третий этаж» (г. Калининград);
  8. Замыслова Наталья Николаевна, директор НОУ «Шанс» (г. Иваново);
  9. Бак Виктория Федоровна, учитель биологии школы № 11 (г. Артемовск, Украина);
  10. Ниорадзе Валерия Гивиевна, д.п.н., профессор МГПУ (г. Москва);
  11. Донская Валентина Васильевна, директор школы № 222 (г. Заречный, Пензенская обл.).
  12. Амонашвили Шалва Александрович, академик РАО (г. Москва);
  13. Кучеровский Валерий Андреевич, президент культурно-педагогического центра «Белый Город» (г. Белгород-Днестровский, Украина);
  14. Петрук Олег Васильевич, основатель и руководитель семейной деревни для детей-сирот «Семейный очаг» (г. Владивосток).

Такие встречи единомышленников очень важны – они не только позволяют набраться опыта, рассказать о своей работе, но и дают новый заряд энергии для работы в течение года.