Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

Главная страница » Творческие отделы » Центр Гуманной педагогики
      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Педагогика будущего|О Центре|Международные Педагогические Чтения|События|Контакты|Книга-почтой
 

Международные Педагогические Чтения

Информационное письмо и программа Двенадцатых Международных педагогических чтениий

Информационное письмо об Одиннадцатых Международных педагогических чтениях

Информационное письмо о Десятых Международных педагогических чтениях

Приглашение и программа Десятых Международных педагогических чтений

Информационное письмо о Девятых Международных педагогических чтениях

Анкета-заявка участника

Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике проводятся ежегодно в Московском городском Доме учителя в дни весенних или зимних каникул. Организаторы Чтений: Международный Центр Гуманной Педагогики, Международный Центр Рерихов, Московский городской педагогический университет, Московский Дом учителя. Чтения проводятся при поддержке: Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Министерства образования и науки РФ, Российской Академии образования, Департамента образования г. Москвы, Латвийского отделения МЦР, Издательского Дома Ш. Амонашвили, типографии «Parks reklamai» (Латвия).

Наряду с пленарными заседаниями, на которых заслушиваются доклады общего характера, в программу Чтений внесены заседания круглых столов, где происходит свободный обмен мнениями по предлагаемой теме. Это дает возможность педагогам расширить свое педагогическое сознание, обменяться опытом, найти единомышленников и утвердиться в своих поисках гуманного начала в педагогике. Перед участниками Чтений в разное время с докладами выступили: Президент РАО, академик Н.Д. Никандров, академики Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, Д.Д. Зуев, А.Е. Акимов, профессора В.Г. Ниорадзе, И.А. Колесникова, В.В. Фролов, Л.Н. Тимощенко, Е.Н. Черноземова, В.Г. Александрова, Д.М. Маллаев, В.М. Гуливатый и другие.

С каждым годом число участников Педагогических Чтений возрастает. Если на Первые Педагогические Чтения приехали 250 человек, то теперь этот педагогический форум в Доме учителя ежегодно собирает около 500 участников – педагогов и работников образования, воспитателей и родителей из разных стран. Расширилась и география участников: к традиционно присутствующим делегациям из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси и Киргизии добавились участники из Казахстана, Азербайджана, Грузии, Болгарии. После проведения Первых Педагогических Чтений темой рассмотрения каждого последующего форума является один из аспектов, составляющих духовную основу гуманного образования.

Первые Международные Педагогические Чтения состоялись 26-28 марта 2002 года. Тема Чтений – «Гуманная педагогика: Духовность образовательных пространств» – подняла проблему духовности в образовании. Качество воспитания и образования напрямую зависит от личности учителя, от его сознания. Наступила пора говорить об облагораживании личности учителя, об облагораживании знаний, об одухотворении уроков и методических разработок.

Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе гармонировало с ее духом.

Вторые Международные Педагогические Чтения, март 2003 год – «Гуманная педагогика: Улыбка моя, где ты?». Тема Чтений была обращена к состоянию духовного мира учителя и воспитателя, взрослых, их отношению к детям, ученикам. На Чтениях состоялся большой открытый разговор об умножении добра в образовательном пространстве, об утверждении духовной общности между учителями и учениками, о силе созидательной и спасительной любви к детям, о преодолении учительского авторитаризма и насилия взрослых над детьми.

Третьи Международные Педагогические Чтения, январь 2004 год – «Гуманная педагогика: Почему не прожить нам жизнь героями духа?». Основной задачей Чтений стала проблема духовной героики, понимание того, кто является героем духа, и как им стать. Учитель совершает на этой стезе подвиг и другого пути не имеет. Чтения помогли педагогу ответить на вопросы:

– почему я не могу быть героем духа?

– почему не прожить мне самому эту жизнь героем духа?

– что мешает мне в достижении этого?

Четвертые Международные Педагогические Чтения, январь 2005 год – «Гуманная педагогика: Без сердца что поймем?». Предложенная тема Чтений была направлена на проблему помощи педагогам в расширении их сознания через понимание и принятие духовного начала, на основе которого осмысливается связь земной и космической действительности. Выступающие говорили об учительском сердце как высшем символе надежности образования, насыщении его светом и преданностью, любовью и пониманием, чуткостью и творящим терпением. Утвердить понятие Сердца как основу всех светлых устремлений и построений в жизни, есть главный императив в развитии Мира образования, который порождает энергию, обновляющую общество.

Пятые Международные Педагогические Чтения, январь 2006 год – «Гуманная педагогика: Спешите, дети, будем учиться летать». Чтения были посвящены обобщению творческого опыта, при котором учитель, уча своих учеников, учится сам; воспитывая своих воспитанников - воспитывается сам, образовывая их – образовывается сам. Как строить такой процесс целенаправленно? Как учить детей «летать», чтобы самому овладеть даром полета? Что означает само понятие «учиться летать»?

На шестых Международных Педагогических Чтения

Шестые Международные Педагогические Чтения, январь 2007 год – «Истина Школы». На Шестых Чтениях педагоги трудились над осмыслением истинного предназначение Школы и наметили пути ее развития на основе идей гуманной педагогики. Содержание понятия Школа учителя связывают с семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) есть скалистая лестница восхождения, возвышения и утончения души ребенка. Носителем скале является учитель, а значит, учитель и есть школа. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но и это подтверждает первую идею, так как истинную радость можно пережить только в творчестве и преодолении трудностей, в процессе совместного восхождения учителя с учениками.

В 2008 году, 9-11 января, пройдут Седьмые Международные Педагогические Чтения по теме «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Круглые столы Чтений: «Культура есть форма проявления духа», «Устремленность к совершенствованию – путь к духовной культуре учителя», «Внутренняя культура родителей и учителей ведет ребенка к благородству», «Воспитание культуры через искусство и творчество», «Культура урока», «Национальная культура и общечеловеческие ценности в воспитании детей», «Культура управления образованием», «Вдохновение космоса. Как космонавтика преобразует жизнь на Земле». В практику Чтений впервые введены мастер-классы. Учителям предстоит серьезный разговор о преобразующей мощи Культуры в образовательном процессе.

СТРАНИЦЫ  Педагогика будущего|О Центре|Международные Педагогические Чтения|События|Контакты|Книга-почтой