Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Конференция 2014 г.

А.В. Стеценко

Наследие Рерихов и власть

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«Россия и наследие Рерихов» (МЦР, 8-11 октября 2014 г.)


Антагонизм власти в России по отношению к наследию Рерихов прослеживается на протяжении длительного времени. Начало борьбы этой власти против Рерихов и их наследия было положено еще во время Центрально-Азиатской экспедиции в 1926 г., когда Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи прибыли в Москву.

Истоки этого противостояния и основные причины находятся в пространстве обострившихся противоречий современной цивилизации и культуры. Если цивилизация при помощи своих инструментов политики и экономики служит для обустройства общества, то культура, самоорганизующаяся система духа, является основным содержанием жизни человека в этом обществе. Если, по утверждению Николая Рериха, Культура является почитанием Света, то современная цивилизация превращена в орудие борьбы против Света. Это наглядно доказывает не только история прошлого, но и все четырнадцать лет нового века.

Говоря о конкретной стране, под цивилизацией следует понимать и конкретное государство. Но государство не как общность со своей исторической территорией, языком и культурой, а как аппарат чиновников, которые, используя власть, осуществляют политическое и экономическое обустройство общества. Это обустройство, по-своему понимаемое чиновниками, входит в противоречие с духовными устремлениями людей, развитие которых реализуется только в Культуре.

Выдающийся русский философ Николай Бердяев говорил, что «существует вечный конфликт между ценностями культуры и ценностями государства… В сущности государство… всегда стремилось к тоталитарности… Творцы культуры всегда с трудом защищали свою свободу… Ценности низшего порядка, например государство, всегда стремились подчинить и поработить себе ценности высшего порядка, например ценности духовной жизни, познания, искусства» [1, с. 121]. Поэтому, говорил Бердяев, государство в лучшем случае позволяет ходить по равнине, но восходить на высокие горы не позволяет, «а всходить на высокие горы есть “бесконечное право личного духа”» [2, с. 367].

В пространстве этого конфликта государства (цивилизации) и культуры и следует рассматривать конфликт власти как основного орудия государства и наследия Рерихов как одну из основных составляющих культуры России.

Прошло более двадцати лет с тех пор, как в России однопартийная система была заменена на многопартийную, плановая экономика – на рыночную. Многое изменилось в России. Даже религиозные конфессии из полулегальных организаций превратились в мощные социальные институты нашего общества. А в культуре все осталось по-прежнему: государство не дает возможности развиваться общественной форме культуры, которая является единственным гарантом сохранения и развития культуры России, так как культура, являясь достоянием всего народа, должна быть поддержана самим народом. Если этого не происходит, и обществу не дают проявить свою активность и участие в общественной форме культуры, то культура лишается возможности для своего широкого проявления в обществе. В этих условиях на смену настоящей культуре приходит ее антипод – псевдокультура, которая притягивает сознание человека к материальной и политической зависимости. Но именно в этом и заинтересована власть, поэтому она препятствует развитию общественной формы культуры.

Пожалуй, не найти другого примера в культуре России такого жестокого и циничного отношения власти, как это происходит с наследием Рерихов. В чем же причина? Она заключается в том, что наследие Рерихов содержит идеи, данные из Высокого источника, которые дают мощный импульс к развитию сознания и выводят мысль человека на простор космической эволюции. Поэтому, в лучшем случае, мы встречаем равнодушие чиновников к наследию Рерихов и деятельности нашего Музея. Но в большинстве случаев мы наблюдаем действия власти, направленные на явное уничтожение наследия и Музея.

Именно это мы наблюдаем на протяжении более 57 лет, начиная с прибытия в СССР в 1957 году первой части наследия и до сегодняшнего дня.

  • Трагедия с первой частью наследия, которую в Россию привез Юрий Николаевич Рерих в 1957 г. Всем нам известна эта трагическая история расхищения наследия из его квартиры в Москве.
  • Сопротивление власти созданию общественного музея имени Н.К. Рериха.

Я имею в виду историю выпуска Постановления Совета Министров СССР о создании СФР и Центра-Музея имени Н.К. Рериха и препятствия, чинимые властью при вывозе наследия из Индии в Москву.

  • Отказ власти вернуть коллекцию С.Н. Рериха, несмотря на подписанное распоряжение Святослава Николаевича, требование руководства Советского Фонда Рерихов, а затем Международного Центра Рерихов (МЦР), доверенных лиц С.Н. Рериха и его обращение к Президенту России.
  • Клевета в адрес Генерального директора Центра-Музея и исполнителя завещания С.Н. Рериха Л.В. Шапошникову, которая началась еще с 90-х годов и продолжается до сегодняшнего дня.
  • Стремление власти отобрать наследие и разрушить общественный музей.

Постановление Правительства РФ №1121 «О создании государственного музея Н.К. Рериха», основанное на фальшивых документах и направленное на ликвидацию общественного музея, изъятие у него наследия и усадьбы.

  • Непризнание и невыполнение властью завещания Святослава Рериха. Прошел 21 год, как ушел из жизни Святослав Рерих, но до сих пор власть не желает признать МЦР его наследником.
  • Стремление власти выселить музей из усадьбы Лопухиных. Арбитражный процесс в 2007 г. по выселению МЦР из усадьбы Лопухиных по иску Росимущества.
  • Стремление власти в 2008 г. через арбитражный суд Москвы изъять у МЦР наследие Рерихов как из чужого незаконного владения. Я имею в виду иск ОАО «Издательская группа Прогресс» к МЦР, поддержанный ГМВ и Росимуществом.
  • Стремление власти при помощи ГМИИ имени А.С. Пушкина запретить МЦР продолжить воссоздавать усадьбу Лопухиных и лишить музей возможности развития.
  • Разгул в России клеветы на Рерихов при полном попустительстве власти.

Но несмотря на все эти происки власти, Центр-Музей за 25 лет своей деятельности в культурном пространстве России и мира превратился в международный культурно-просветительский центр, известный не только в России, но и за ее пределами. Именно о таком Центре-Музее мечтал Святослав Рерих. Но власть вовсе не желала мириться с ростом такой популярности Музея в мире, и в ноябре 2013 г. она нанесла очередной удар по Музею. Следует сказать, что этот год был выбран не случайно. 2013 год был годом мощного роста деятельности нашего Музея по популяризации наследия Рерихов в мире. Назову, на мой взгляд, три основных направления этого роста:

  1. В январе 2013 г. прошла премьера нового фильма Л.В. Шапошниковой «Зов Космической эволюции». С помощью этого фильма сотни тысяч людей, а возможно, и больше, узнали о великой миссии Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих в переломный период истории человечества и о значении их наследия для Космической эволюции человечества.
  2. Весной 2013 г. МЦР продолжил свой международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в странах Латинской Америки и Европы. В Аргентине наша выставка была признана как имеющая национальный интерес. А 21 сентября Знамя Мира было освящено в Кафедральном соборе Буэнос-Айреса. В Европе в День России выставка была открыта в европейской штаб-квартире ООН в Женеве. Велись переговоры о проведении выставки во Дворце Мира в Гааге. Благодаря такой деятельности МЦР, как отмечает Людмила Васильевна, Пакт Рериха обрел вторую жизнь. Намечались мероприятия по проведению выставок этого проекта в России.
  3. В 2013 г. Международный Центр Рерихов в сотрудничестве с Международным Мемориальным Трестом Рерихов наметил реальные пути по возобновлению деятельности Института гималайских исследований «Урусвати» и созданию в имении Николая Рериха в Наггаре музейно-научного комплекса.

Власть стремилась этому помешать. И она выбрала самый эффективный путь для достижения своей цели – лишить МЦР финансовых средств для проведения всей его культурной деятельности. Как известно, финансирование всей деятельности музея осуществлял наш меценат – Борис Ильич Булочник. Вот и было решено отобрать у него бизнес. И это случилось 20 ноября 2013 г. отзывом лицензии у Мастер-Банка. Наше отношение к этому было высказано в специальном заявлении, опубликованном 26 ноября 2013 г. на нашем сайте. Оно заключается в том, что основной причиной для отзыва лицензии послужило стремление власти лишить МЦР финансирования.

Надо отметить некоторые параллели в действиях власти в США и в России. Я имею в виду дело Хорша и его предательство по отношению к Рерихам, в результате которого им был вероломно захвачен музей со всем находящимся там наследием. Таким образом, просветительская деятельность первого в мире музея Рериха была прекращена. Он просуществовал в Нью-Йорке 12 лет (с 1923 по 1935 гг.) Нашему Музею в ноябре этого года исполняется 25 лет.

Хочу обратить ваше внимание еще на один момент: музей Рериха в Нью-Йорке был разрушен как раз после того, как его сотрудники и особенно Фрэнсис Грант осуществили работу по популяризации Пакта Рериха в Латинской Америке, что и привело в итоге к его подписанию в апреле 1935 г. Но в случае с нашим Музеем власть не дала возможности до конца осуществить планы в Латинской Америке. С ноября 2013 г. продвижение нашей выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Латинской Америке приостановлена из-за отсутствия финансирования этого проекта.

Интересен и другой аспект истории нашего Музея. В современной России на примере Музея имени Н.К. Рериха был проведен успешный эксперимент: сотрудничество бизнеса с общественным музеем для успешного развития его культурной деятельности. На протяжении почти двадцати лет один из самых успешных предпринимателей России – Б.И. Булочник сотрудничал с общественной организацией и обеспечивал ее культурную деятельность всем необходимым. Другого такого примера не существует. Для России такой эксперимент имел особое значение, так как состояние русской культуры в 90-х годах было просто катастрофическим. Сохранить ее было возможно только через возрождение истинного меценатства. Борис Ильич Булочник и является первым меценатом, который заложил основы такого возрождения. За что и подвергался серьезным преследованиям со стороны власти.

Б.И. Булочник мужественно переносил все нападки: от гнусной клеветы и угрозы лишения его жизни до уговоров прекратить финансировать деятельность общественного музея, но не стал предателем, в отличие от Хорша. Поэтому и поплатился своим бизнесом. Так был прекращен этот эксперимент, который нес России возможность скорейшего выхода из той ситуации, в которой она оказалась.

Надо также отметить, что ноябрь 2013 г. был роковым не только для России, но и для Украины, где политические и экономические противоречия привели сначала к «майдану», а потом взорвали мир, ввергнув страну в пучину гражданской войны. Я думаю, что эти два события будут иметь серьезные последствия для всей цивилизации.

Событие 20 ноября 2013 г. значительно осложнило положение наследия и Музея. И власть сразу этим воспользовалась:

  • Министерство культуры и ГМВ добились пересмотра решения Хамовнического суда, признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха. В итоге, 20 июня 2014 г. Коллегия Мосгорсуда отменила это решение и отказала МЦР в удовлетворении заявленных требований.

  • ГМИИ имени А.С. Пушкина активизировал свои действия по вытеснению МЦР с земельного участка, переданного нам в аренду для воссоздания каретного сарая усадьбы. Если эта цель будет достигнута, это значительно затруднит дальнейшее развитие нашего Музея.
  • Власть изолировала Музей от крупного бизнеса с целью недопущения восстановления финансирования нашей деятельности.
  • Власть также изолировала нас от центральных СМИ.

И все это происходит в год 140-летия со дня рождения Н.К. Рериха, 135-летия со дня рождения Е.И. Рерих, 110-летия со дня рождения С.Н. Рериха, 25-летия Музея и в год, объявленный Годом Культуры.

Что же делать?

Я уверен, что наша сила в деятельности в пространстве Культуры. Доказательством этому служит то, что мы не только сохранили Музей, но и продолжили свою культурную деятельность. Та мощная общественная поддержка, которая была нам оказана, и в первую очередь рериховскими организациями, не позволила нашим врагам разрушить Музей и отобрать наследие. Можно сказать, что какая уже по счету атака отражена, но угроза разрушения Музея еще не ликвидирована.

Широкая общественная поддержка Музея способствовала принятию мэром Москвы С.С. Собяниным решения о передаче МЦР двух зданий усадьбы Лопухиных в безвозмездное пользование. В августе мэр подписал по этому поводу специальное Распоряжение. Это серьезная поддержка для Музея, за что наша огромная благодарность Сергею Семеновичу Собянину.

При помощи и благодаря поддержке общественности мы продолжили осуществление международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» в России. На сегодняшний день выставки уже прошли в 47 городах России. Выставки состоялись также во Дворце Мира в Гааге, в Казахстане, Киргизии и начали свое шествие по городам Индии. Это ли не победа над сложной ситуацией, в которой мы оказались.

Музею была оказана и финансовая поддержка со стороны рериховских организаций и других лиц, кому дорог наш Музей и его деятельность.

Пользуясь случаем, хочу выразить всем, кто поддержал наш Музей в это труднейшее для него время, искреннюю благодарность и признание.

Но успокаиваться не стоит. Предстоит еще очень много сделать. Угроза существованию Музея, а следовательно, и наследию Рерихов, еще не ликвидирована. В этой ситуации главное, на мой взгляд:

  1. Сохранить Музей и наследие.
  2. Продолжить нашу культурную деятельность по распространению в мире миротворческих идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Нам еще предстоит завершить проект «Пакт Рериха. История и современность» в 2015 г. в России и других странах мира. Провести отчетную выставку этого проекта в ЮНЕСКО в 2016 г.
  3. Искать и находить контакты в структурах власти для поддержки нашей деятельности.


Литература

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыты персоналистической метафизики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006.

2. Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900–1906 гг.) / Сост. и коммент. В.В.Сапова. М.: Канон+, 2002. 656 с.

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов