Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Программа|Приветствия|Обзор докладов|Резолюция

Л.И.Монасыпова, Н.Р.Монасыпова

ПРОБЛЕМА МЕЦЕНАТСТВА В РОССИИ

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«Россия и наследие Рерихов» (МЦР, 8–11 октября 2014 г.)


Культура в России получила мощный импульс, когда Святослав Николаевич Рерих передал уникальное наследие семьи Рерихов. С возвращением этого наследия в Россию импульс получила и общественная форма культуры, а также начали мощно активизироваться традиции меценатства.

Мы могли наблюдать возрождение традиций меценатства в России на примере мецената общественной культурной организации – Международного Центра Рерихов в Москве – Бориса Ильича Булочника. Сегодня общественный Центр-Музей, уровень работы которого высоко оценен на международном уровне, по праву может считаться гордостью России.

Что послужило возведению мощного этого центра Культуры из полуразрушенных стен? Наряду с такими факторами, как самоотверженные действия и профессионализм доверенного лица С.Н.Рериха, Генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, поддержка известного дипломата, Чрезвычайного и Полномочного Посла, специального представителя Генерального секретаря ООН Ю.М.Воронцова и помощи общественности, большую роль сыграла помощь мецената Б.И.Булочника.

Вспомним, что меценатство в России имеет глубокие корни в народной душе и свои традиции, проникнуто духом бескорыстного служения отечеству. Н.К.Рерих писал: «Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: “Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда”. Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения» [1, с. 162].

Мы празднуем в этом году 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, жизнь которого является символом сердечного Даяния людям.

Сам принцип Даяния заложен в космических законах. В книге «Аум» философской системы Живой Этики говорится: «Посреди самых высоких слов помните, что за каждое даяние должно отделить часть полученного в общую пользу. Не только материально, но и духовно нужно понимать это основание, как закон, ведущий к равновесию» [2, § 136]. И еще: «Существует закон, по которому получение не должно быть понято как собственность» [2, § 580].

Благотворительными деяниями славились со времен Киевской Руси княгиня Ольга, князь Владимир Святославович, Ярослав Мудрый. Как новый этап начинается волна широкой благотворительности с конца XVIII века, а XIX век в России называют «золотым веком» благотворительности.

О самоотверженном даянии сердца размышляли многие великие деятели России. Федор Глинка – русский поэт, публицист, военный герой 1812 года, писал: «Знание, ум, образованность, – но любовь?... Люди создадут невиданные машины, города, полетят по воздуху <…> да мало ли что еще придумают… Они построят государство, которое будет работать как слаженный механизм, в нем не будет недостатков, пороков, в конце концов, как утверждают французские философы, все люди будут равны, но… жалость? Будет изобилие вещей, всего вдоволь, может быть, даже не станет бедных, но… человеческое тепло?» [3, с. 481]. Великие понятия и чувства заложены в основе этих размышлений – приоритет нравственных и духовных ценностей, примат культуры, а не цивилизации.

Развитие меценатства на Западе и в России носило разный характер. Для предпринимателей Запада – это был способ избавиться от высоких налогов, то есть оно имело юридическое основание. В России же меценатство для предпринимателей было, прежде всего, патриотическим долгом перед Родиной, они считали: если Бог наградил их деньгами с какой-то целью, то целью этой была помощь ближнему. Меценаты жертвовали деньги на благое дело, не ожидая взамен каких-то определенных почестей. Российское купечество смотрело на меценатство как на выполнение своего духовного долга перед народом, во исполнение Заповедей Христа.

Целые купеческие семейные династии: Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых и других – прославились поддержкой искусства. Сергей Третьяков собрал первоклассные произведения, среди них были работы русских и иностранных живописцев. После его смерти в 1892 году картины поступили в собственность его брата Павла, который позже передал их в картинную галерею. Сейчас это всемирно известная Третьяковская галерея. В одном из писем Павел Третьяков писал: «Моя идея, была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; эта мысль не покидала меня никогда во всю жизнь» [4].

Известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов отечески заботился о служителях искусства, собирал у себя молодых талантливых художников, которые создали значительные произведения искусства. Поддержка меценатов была не только финансовой, но и моральной.

В усадьбе С.И.Мамонтова, Абрамцево, люди, посвятившие себя искусству, находили источник духовных сил, заботу, уважение, веру в талант, настоящее содружество единомышленников. «Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты», – говорил выдающийся русский режиссер, актер и педагог К.С.Станиславский [5].

Необходимо отметить, что подлинное Меценатство не носит разовый характер. Меценатство утверждается в национальной культуре, когда является постоянной целенаправленной деятельностью, умением отличить в искусстве то, что имеет непреходящее значение. Меценатство – тоже своего рода искусство, талант, а опыт и устремление создают у мецената профессионализм. Можно сказать, что все известные меценаты были профессионалами, обладали организаторскими способностями. В.М.Васнецов вспоминал, что «Савва Иванович Мамонтов не был в тесном смысле художник, певец, или актер, или скульптор, а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других» [5].

Здесь необходимо отметить, что духовная жизнь и мироощущение России всегда имели уникальные особенности. Елена Ивановна Рерих пишет: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия – в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего...» [6, с. 263].

Листая страницы истории, можно сделать вывод о противостоянии двух разных мировосприятий, которые можно обозначить как мировосприятия Даяния и потребления. В философии Живой Этики говорится о постоянной борьбе за Будущее, которая ведется в сердцах жителей планеты, и каждое сердце участвует в этой битве Света и тьмы, Добра и зла. Один из источников зла – эгоизм и чувство собственности. Преодолевая в себе потребительское отношение к миру, человек сможет стать ответственным хранителем предметов творчества. В этом значимость и эволюционность новой формы сознания – Космического.

Мастера, напитывающие пространство культуры энергетикой искусства, и меценаты, сохраняющие эти шедевры, обогащают культурную память народа, способствуют его эволюционному восхождению. В этом великая роль меценатства, его эволюционная суть. Именно культурное строительство невозможно без участия меценатов. Институт меценатства, переставший существовать в России в советский период, сегодня нуждается в возрождении.

Имя Б.И.Булочника уже поставлено его самоотверженной благотворительной деятельностью в ряды лучших меценатов России. Будучи человеком высокой культуры, истинным патриотом Родины, талантливым организатором, Борис Ильич внес неоценимый вклад в становление и развитие общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Он понимал, что общественная форма культуры требует большой заботы, и неутомимо создавал финансовую основу для созидательной деятельности Музея.

К сожалению, сегодня мы стали свидетелями беспрецедентных акций против культуры внутри самой России. Б.И.Булочник лишился возможности продолжать свою благотворительную деятельность, т.к. лицензия возглавляемого им банка была отозвана [7]. При этом пострадали многие культурные организации, которым Борис Ильич оказывал финансовую помощь, в том числе и Международный Центр Рерихов. Более того, на наших глазах великого мецената культуры подвергли остракизму: не так давно мы стали свидетелями клеветы на Бориса Булочника, активно распространяемой в СМИ.

Автор статьи «Меценатство и благотворительность в России конца XIX и начала XX вв.» Д.Жуковская высказывает такие мысли: «По своему характеру – это фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру бизнеса и законам рыночной экономики, а это неизбежно влекло за собой зависть, насмешку, остракизм со стороны коллег-предпринимателей, а иногда опасность разорения. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал и оценивал эти жертвы, <…> но лучшие из них все-таки шли на жертвы из интересов культуры в целом, ее будущих творцов и исполнителей. И это был правильный выбор: благодарные потомки, посещающие галереи и театры, библиотеки и музеи, созданные на средства старых меценатов, иногда вспоминают людей, которые взяли на себя тяжелый крест и понесли его» [8].

Известно, что предприниматель и меценат Савва Мамонтов подвергался несправедливым обвинениям в хищении, был осужден, а после оправдания уже не смог вернуться к предпринимательской деятельности.

В этом контексте хочется обратиться к российской истории двухсотлетней давности. Речь идет о так называемой «чернильной империи», в действиях которой прослеживается определенная закономерность и сходство с активизацией клеветнических публикаций в СМИ в наше время, которые преследуют определенные цели. Цели эти – опорочить героев духа народа, умалить подвиги и исторические победы народов России. В.Карпец в сборнике «Герои 1812 года» пишет о волне клеветы в печати, которая появилась в шестидесятые и семидесятые годы XIX века. Некоторые представители европейской печати, подкупленные теми же силами, которые финансировали поход Наполеона в Россию, после победы России изощрялись в клевете, умаляя облики истинных героев 1812 года. При этом западные газеты пытались влиять на русские. «Когда-то давно, перед нашествием наполеоновским, писал Глинка: “грудь русская есть плотина, удерживающая стремление, – прорвется – и наводнение будет неслыханно!” Не потому ли такую злобу вызывала память о народном подвиге у “чернильной империи”, связующей воедино европейскую и буржуазную российскую печать?» [3, с. 510]. В.Карпец называет одиозную печать «чернильной империей», которая действует, управляемая скрытыми силами, сознательно распространяя клевету. В частности, были попытки очернить героя войны 1812 года М.А.Милорадовича, которого хорошо знал В.Н.Глинка как человека честного, порядочного, самоотверженного. Участник войны 1812 года И.П.Липранди подготовил «Собрание статей об Отечественной войне 1812 года». Статьи являли действительный облик героев войны 1812 года. Ф.Н.Глинка поддержал идею, но «Собрание статей» напечатано не было.

Причина нападок на мецената Б.И.Булочника и Международный Центр Рерихов – ярких созидателей общественной формы культуры – связана с борьбой Нового Мира со старым, столкновением мировоззрений Даяния и потребления и, в конечном счете, борьбой Света и тьмы. Общественная форма музея является эволюционным построением, реализующим космический закон, «по которому получение не должно быть понято как собственность». Сотрудники общественных музеев остаются хранителями наследия, шедевров, имеющих мировое непреходящее значение в Культуре. Именно поэтому такая форма Культуры, в первую очередь, нуждается в поддержке меценатов. Г.В.Дарузе, член Международного совета музеев при ЮНЕСКО, пишет, что в 70-х годах прошлого века «общественные музеи заявили о себе как о самой динамичной самоорганизующейся системе выявления и отбора истинных культурных исторических и нравственных ценностей. <…> Опыт этих музеев свидетельствует, что общественный музей как форма синтеза Культуры и Энтузиазма есть не только эффективный способ охраны культурного наследия, но и источник возникновения нового общественного сознания [выделено авторами], профессиональной этики и горизонтов музейного будущего» [9].

Веком Сотрудничества называет наше время Живая Этика. В работе общественных музеев реализуется активное сотрудничество, сложение трех векторов: творцов, меценатов и общественности.

Проблему меценатства в России можно решить:

- утверждением приоритета Культуры в жизни общества;

- воспитанием патриотизма;

- созданием для меценатства реально работающей правовой основы.

Два первых пункта ложатся на плечи подвижников просвещения. Для создания же реально работающей правовой основы большим продвижением может стать введение в жизнь Федерального закона «О меценатской деятельности», однако он до сих пор остается проектом. Необходимо не только принять Закон о меценатстве, но и значительно доработать уже существующий его проект. В Законе необходимо предусмотреть возможности для того, чтобы заинтересовать предпринимателей: повысить их общественный авторитет, а также предоставить финансовые льготы для постоянной меценатской деятельности. Для развития Культуры страны в Законе необходимо подчеркнуть важность оказания меценатской помощи не только государственным, но и общественным формам Культуры.

Одной из современных реально и успешно действующих общественных организаций является Международный Центр Рерихов. В докладе «Живая Этика – импульс космической эволюции» Л.В.Шапошникова говорит о космической роли творчества семьи Рерихов и о важности сохранения их наследия для будущего всей планеты: «Рерихи оставили России и Индии уникальное наследие, в основе которого энергетический импульс космической эволюции. Это не простое наследие, а знание нашей эволюции в ее реальном смысле. <…> Рерихи начали и успешно завершили свою миссию в XX веке. Нам, представителям XXI века, завещано продолжить их космическое дело. Николай Константинович и Елена Ивановна разработали важнейшую тему космического сознания, опираясь на энерго-эволюционный импульс Живой Этики. Они подготовили все, чтобы на планете Земля, согласно космическому закону, сознание человечества перешло в свою высшую фазу – космического сознания» [10].

Рерихи стремились вернуться в Россию, потрудиться на Родине, принести ей свои достижения. «Нынче исполнилось четверть века наших странствий, – писал Николай Рерих. – Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. <…>

Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения» [11, с. 26].

Поэтому сегодня перед страной, а значит, перед всеми нами, стоит задача сохранения и защиты этого наследия именно в форме общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха.


Литература


1. Рерих Н.К. Нерушимое. Новосибирск: АЛГИМ, 1992.

2. Учение Живой Этики. АУМ. М.: МЦР, 1996.

3. Герои 1812 года: сб. М.: Молодая гвардия, 1987. Серия ЖЗЛ.

4. Анисов Л.М. Третьяков. [Электронный ресурс] // Флибуста. Книжное братство. Независимый библиотечный ресурс: сайт. Режим доступа: http://flibusta.net/b/323478/read (дата обращения 10.01.2014).

5. Российское меценатство. Историческая традиции и современное содержание [Электронный ресурс] // Галерея Art-is-Life. Живопись и декоративно-прикладное искусство: сайт. Режим доступа: http://art-is-life.ru/?p=1769 (дата обращения: 21.10.2014).

6. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 1. М.: МЦР, 2011.

7. В защиту мецената МЦР [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: официальный сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/maecenas/index.php (дата обращения: 26.09.2014).

8. Жуковская Д. Меценатство и благотворительность в России в конце XIX – начале ХХ века [Электронный ресурс] // Историк – общественно-политический журнал: сайт. Режим доступа: http://www.historicus.ru/mecenatstvo_i_blagorvoritelnost/ (дата обращения: 26.09.2014).

9. Дарузе Г.В. Общественный музей как феномен культуры [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: официальный сайт. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/843 (дата обращения: 25.09.2014).

10. Шапошникова Л.В. Живая Этика – импульс космической эволюции // Живая Этика как творческий импульс космической эволюции: материалы междунар. научн.-обществ. конф. 2011. М.: МЦР, Мастер-банк, 2012. С. 89-92.

См. также: Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2387 (дата обращения: 23.10.2014).

11. Рерих Н.К. Листы дневника: в 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-банк, 2002.