Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Конференция 2010г.

Из выступления президента МЦР А.В. Постникова

Президент Международного Центра Рерихов, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ Алексей Владимирович Постников

Николаю было девять лет, когда в Изваре, загородном поместье семьи Рерихов под Петербургом, проводил археологические исследования известный археолог Л.К. Ивановский. Ученому понравился пытливый лицеист, и он нередко брал его с собой на раскопки. В гимназические годы еще больше окрепла тяга Рериха к истории и искусству, к тайнам древности. В 1903–1904 годах он вместе со своей женой Еленой Ивановной Рерих совершает путешествие по древним городам России, побывав более чем в сорока населенных пунктах, известных своими древними памятниками. Целью этой поездки «по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая выставка, а также статьи, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусского искусства и архитектуры, о необходимости сбережения памятников культуры России и других стран. Охрана памятников старины стала для него насущной философской проблемой, обеспечивающей историческую перспективу искания будущего.

Николай Константинович входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на красоте и знании», – писал он и повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен весь смысл космической эволюции, которая ведет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, ее неотъемлемой частью является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человечества в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Он впервые четко сформулировал, в чем отличие Культуры от Цивилизации: если Культура имеет отношение к духовному миру человека, его творческому самовыражению, то цивилизация есть лишь внешняя обустроенность жизни во всех материальных и гражданских аспектах. Отождествление Культуры и цивилизации приводит к путанице и недооценке духовного фактора в развитии человечества.

В 1930-е годы, предчувствуя военную грозу, Николай Константинович разрабатывает проект специального пакта об охране культурных ценностей во время войны и гражданских междоусобиц. Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Ромэн Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн. В 1931 году в Брюгге под руководством члена комиссии по охране памятников Бельгии Тюльпника был организован Международный союз Пакта Рериха. В том же году в Брюгге прошла первая конференция, в которой приняли участие официальные представители многих государств и деятели общественных и культурных организаций. На конференции был разработан план пропаганды Пакта в школах, высших учебных заведениях; были установлены контакты с Международным комитетом по делам искусства и с Бюро конференции по ограничению вооружений. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной Американского континента. В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Предложенный Рерихом специальный флаг Знамя Мира, объявляющий объектами неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Конференция, посвященная 75-летию Пакта Рериха, также открыла свою работу под Знаменем Мира.


Вернуться к основному тексту

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов