Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Список докладов|Публикации

1995 год – «Защитим культуру» Международная общественно-научная
конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха (6–9 октября)


Международная общественно-научная конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха «Защитим культуру от разрушения и невежества» состоялась с 6 по 9 октября в Российской государственной библиотеке.

Конференция была организована Международным Центром Рерихов при поддержке Российской государственной библиотеки, Международной ассоциации фондов мира, Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В конференции приняли участие более 600 представителей рериховских обществ России, СНГ, Балтии, зарубежные гости из Германии, Болгарии, Австрии, Мексики, Канады, Англии, Индии. Среди участников конференции присутствовали академики РАН А.Л. Яншин, Б.С. Соколов, Е.И. Шемякин, известный драматург В.С. Розов, ученый секретарь Академии художеств М.М. Курилко, директор Российской государственной библиотеки И.С. Филиппов, генеральный советник Всемирного фонда Ортега Л. Ортега, президент общества «Живой Этики» (Германия) Г. Гавел, президент Российского университета дружбы народов академик В.Ф. Станис, Н. Рау – генеральный секретарь Карнатака Чатрикала Паришад (Индия), А. Родригес (Мексика), Э. Энсли (Англия), Б. Энхтушвин – советник посольства Монголии.

В адрес конференции поступили поздравления от Организации Объединенных Наций и приветствие от академика Д.С. Лихачева: «Я считаю очень важными эту конференцию и Пакт Рериха о сохранении культурного наследия, одобренный президентом Рузвельтом. Я думаю, что можно напомнить об этом замечательном документе и создать новые на основе существующих положений о культуре. Вот такой документ: «Декларация прав культуры», потому что не только человек имеет права в этом мире, но и культура. Она должна поощряться государством, потому что всякая страна, и всякий народ, и всякое государство существуют только ради культуры. Если мы говорим, что все делается для человека, этим еще ничего не сказано, потому что люди бывают разные. Бывают плохие, недостойные поддержки. Разница в том, что одни как бы продолжают традиции, поддерживают, стремятся восстановить из неизвестности реставрируемые здания, другие же, наоборот, уничтожают их в процессе войн, установления диктаторских режимов, вмешательства в дела культуры и т.д. Мы должны сохранить культуру от вмешательства некомпетентных лиц, от разбойных нападений на культуру, от государственных невежественных чиновников и сделать культуру целью, ради которой человечество живет».

Выдержки из докладов

Л.В. Шапошникова,
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха,
первый вице-президент МЦР
(Москва)

Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры

<…> Что же это такое за явление – культура? Употребляя часто это слово, мы не всегда задумываемся над его философской сутью. Взгляды Рериха так же, как и все его творчество, были связаны, а вернее пронизаны философскими идеями Учения Агни Йоги, или Живой Этики. Энергетическое мировоззрение этого учения, которое стало формироваться в нашем переломном XX веке не только в философии, но и в естественных науках, содержало новые и плодотворные подходы к проблемам эволюции Вселенной, Планеты и человека.

Согласно этому мировоззрению, Культура как таковая рассматривается в качестве одного из важнейших устоев этой эволюции, без энергетики которого невозможна была и сама эволюция человечества. <…>

Через Красоту мы идем от хаоса к Космосу, от беспорядка к упорядочению в любой области человеческой деятельности. И наше так называемое спасение, и наше эволюционное продвижение находятся именно в этом творческом пространстве: хаос – Космос. По своей энергетической сути Красота есть гармония духа, выраженная в различных областях человеческой деятельности и окружающего нас мира, и в первую очередь, в искусстве и природе. Поэтому не зря великий итальянский художник и мыслитель Леонардо да Винчи сравнивал труд художника, создателя рукотворной Красоты, с трудом Бога-творца. <…>

Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо в ее основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают ее конкретные носители, ее материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями, мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее.<…>

Разрушение Культуры и небрежение Культурой в XX веке превратилось в процесс планетарного масштаба. Редкой стране удается его избежать. России в этом отношении повезло меньше всего. Тоталитарный режим, который господствовал на ее пространстве более семидесяти лет, разрушал и искажал основы духовной и материальной Культуры. <…> В условиях дикого рынка и полного небрежения Культурой со стороны властей она терпит бедствия такие, каких в России у нее еще не было. Культура разрушается и умирает на глазах тех, кто ее создавал, и тех, кто является ее носителем. Полагаю, что ни мы сами, ни международное содружество не могут допустить, чтобы такое положение продолжалось. Ибо гибель Культуры повлечет за собой уничтожение человека как такового. Поэтому именно в наши бедственные дни, когда наступила решительная схватка между Светом и тьмой, значение Пакта Рериха, над которым развевается Знамя Мира, во сто крат выросло. Пакт призывает к постоянной, последовательной и мужественной защите Культуры. <…>


К.А. Молчанова,
председатель Эстонского общества Н.К. Рериха
(Таллинн)

Знамя Мира в творчестве и личности Н.К. Рериха

<…> В Знамени Мира – сокровенный иероглиф о сущности Мироздания. Его содержание постигается и раскрывается постепенно, по мере изучения творческого наследия Н.К. Рериха. Сам он не ограничивал интерпретацию этого символа, так как в нем явлено целое Учение Новой Эры о предстоящем изменении мира через изменение человека. <…>

Необходимо вспомнить, что понятие культуры неоднозначно и до сих пор с трудом поддавалось определению. Становится все очевиднее, что и экономика зависит от внутренней культуры человека, его порядочности, и все наше дальнейшее земное благополучие. Так в жизнь входит неотложная необходимость развития независимой культуры. Дело широкой общественности – изменять не кого-то кем-то (насиловать друг друга), а нравственно совершенствовать, воспитывать самого себя по своей собственной инициативе. Развивать свои силы, и духовные, и физические, может только каждый сам, как и дышать. <…>


Г.И. Кальжанова,
председатель общества Рерихов
(Тольятти)

«Каменная летопись Руси» Н.К. Рериха

<…> Чтобы принять энергии Живой Этики и найти земной язык для передачи всего познанного и принятого, нужно было пройти все, что прошла семья Рерихов, нужно было прикоснуться ко всем мировым культурам, древним и современным, ко всем философским и религиозным системам мира. Глубочайшее изучение старославянской и древнерусской культуры – от язычества к христианству, затем глубинное проникновение в основы буддийской, исламской культур, знакомство с вероисповеданиями всех стран и народов. И когда современные религиозные деятели говорят, что был художник, который служил русскому православию, но изменил своей вере, – они не знают, о чем говорят. Он ничему не мог изменить, этот мудрый и знающий человек. Ему был дан великий дар синтеза, и в своих полотнах и литературных трудах Рерих принес человечеству все лучшие накопления Земли и Неба. <…>


А.Н. Баландин,
космонавт
М.Н. Чирятьев,
секретарь Санкт-Петербургского отделения МЦР,
руководитель Общества Рамакришны
Н.В. Беляк,
художественный руководитель и главный режиссер
санкт-петербургского Интерьерного театра
Г.С. Лебедев,
профессор археологии, доктор исторических наук,
директор Санкт-Петербургского филиала Института культурного
и природного наследия РАН и Министерства культуры РФ
(Санкт-Петребург)

Знамя Мира в Космосе

Шестьдесят лет назад 15 апреля 1935 г. сразу после подписания Пакта Рериха в Белом Доме в Вашингтоне президент США Рузвельт в своем обращении, переданном основными радиостанциями мира, в частности сказал: «Открывая этот договор для присоединения к нему всех наций мира, мы предоставляем этот насущный принцип сохранения современной цивилизации к всемирному признанию. В основе этого Договора лежит гораздо более духовное значение, нежели это явствует из самого текста Договора. Это лишь одно из многих выражений основной доктрины континентальной ответственности и солидарности, столь важной для настоящего и будущего…» Так начиналось движение Знамени Мира, которое преодолевая время и пространство призывом к осознанию и охранению высших ценностей Духа, соединило все континенты. 6 мая 1989 года Знамя Мира, стартовав в Ленинграде, было впервые водружено Ф. Конюховым на Северном полюсе Земли, а в феврале 1990 года поднято в Космос на борт орбитальной станции «Мир».

<…> была поставлена новая и необычная задача – дать импульс космическим исследованиям, которые кроме научно-технического значения, должны были приобрести и крайне необходимое культурно-гуманистическое содержание. Так постепенно сложилась программа «Космос – Человек – Культура».

Программа стала одной из инициатив, направленных на решение глобальной задачи вырабатывания ценностных критериев общепланетарной родовой нормы. Об этой потребности свидетельствует и экологическая, и политическая, и культурная ситуация на Земле. Не случайно программа проводилась под символом Знамени Мира – знаком вдохновенного призыва к сознательному обретению людьми утраченного духовного единения. Почва для создания подобных программ была подготовлена творческим трудом мыслителей-космистов: Ломоносовым, Одоевским, Волошиным, Вернадским, Циолковским, Чижевским, Флоренским, Рерихами. Настала пора преобразить существующие принципы и программы космических исследований выработанными веками представлениями о культурной эволюции человека и его космическом предназначении. Возникновение новой, общей для всей планеты родовой нормы человечества не может осуществиться чисто умозрительно – оно должно воплотиться в доступный многим людям непосредственный опыт переживания единства планеты. <…>


СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Список докладов|Публикации