Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации

1993 год – «Космическая эволюция человечества
в свете энергетического мировоззрения Живой Этики» (8–10 октября)

С 8 по 9 октября 1993 года в Москве была проведена общественно-научная конференция по теме «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики». Организатор конференции – Международный Центр Рерихов при поддержке Института философии Российской академии наук, Российской академии художеств, Института молодежи – Центра обучения молодежи «Демократия и развитие», Российского Фонда Культуры, Международной ассоциации фондов мира. В конференции приняли участие свыше 800 представителей из России, государств СНГ и других стран. Конференция продемонстрировала высокий научный уровень, впервые собрала столь значительное число специалистов и представителей организаций и учреждений, занимающихся исследованиями Учения Живой Этики. Среди докладчиков – такие крупные ученые с мировым именем, как академики А.Л. Яншин и В.В. Струминский, а также профессор Г.С. Лебедев, директор Международного института теоретической и прикладной физики А.Е. Акимов, кандидат философских наук Л.И. Крашкина, кандидат физико-математических наук Л.М. Бакунин, кандидат технических наук А.К. Лаптев и др.

Выдержки из докладов

А.Л. Яншин
академик, председатель комиссии РАН
по разработке научного наследия В.И. Вернадского
(Москва)

Творчество семьи Рерихов, прежде всего, Николая Константиновича, в значительной мере, Елены Ивановны и обоих их сыновей, творчество художественное и философское, представляет собой крупнейшее явление в истории мировой культуры. Это доказывается хотя бы тем, что общества и кружки по изучению наследия Рерихов существуют не только на их Родине, в нашей стране, но и во многих других странах. Чтобы понять значение этого творчества, нужно, оторвавшись от сегодняшних дел, постараться проанализировать, на каком этапе своего развития находится человечество, населяющее нашу планету.<…>

Необходимо понять и признать, что человечество в целом втягивается в новый этап своего существования. Говорят о новом мире, о космическом этапе развития человечества... Это не то что спор, не то что путаница, а естественное для начального этапа разнообразие предлагаемых терминов. Мне и моей жене, как и другим исследователям творчества В.И. Вернадского, кажется более правильным называть наступающий новый этап ноосферным. Этот термин был предложен французским философом и математиком Эдуаром Леруа после чтения Вернадским лекций в Париже.

Сам Владимир Иванович Вернадский принял и развил этот термин в своих работах начиная с середины 30-х годов. Необходимо понять его значение. Ноос – греческое слово, которое обычно переводится как разум и часто – как ум. Отсюда возникали большие расхождения в определении времени наступления ноосферы. <…>

Ноос – это разум в смысле гармоничного отношения человека к окружающему его миру. В.И. Вернадский писал, что мы лишь вступаем в эпоху ноосферы, что мы лишь приближаемся к ней и что биосфера Земли неизбежно разумом человечества, его коллективным трудом будет превращена в процветающую сферу разума, в которой будут удовлетворяться все материальные и духовные потребности человечества. Такова ноосфера Вернадского. Это то же, что новый мир Рерихов, то же, что и Шамбала буддистов.

Новый мир не приходит мгновенно, не приходит одновременно в разных частях света, в разных странах. До сих пор еще на Филиппинских островах и в Новой Гвинее существуют примитивные племена, живущие в условиях каменного века. Но сейчас все-таки в отношениях человека к окружающей его природе началось новое движение.

<…> еще многое делается вредного для окружающего нас мира, но все-таки благодатные условия гармоничного существования человека и природы, к которым призывали Рерихи, начали во всем мире признаваться важными для всего человечества. При этом надо всегда помнить, что творчество Рерихов было особенно обращено на моральную, этическую сторону, которая необходима для возрождения и будущего процветания человечества.

Не буду останавливаться на деталях творчества Рерихов, но могу сказать, что оно возвышает души, призывает нас терпимее, дружелюбнее, более ласково относиться к каждому человеку, к каждому живому существу на Земле. Поэтому радуюсь, видя перед собой в этом удаленном уголке Москвы такую большую аудиторию, вопреки всему собравшуюся в столь сложные для России дни на конференцию, посвященную проблемам космической эволюции человечества. Выражаю надежду, что в следующем году, в году 120-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха, вероятно, в стране будет спокойнее, чем после недавних событий, вероятно, и правительство отдохнет от пережитых ужасов и будет более внимательным к Центру Рерихов. Полагаю, что мы сможем в еще более многолюдной аудитории праздновать столь значительную для человечества юбилейную дату. <...>


Л.В. Шапошникова
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха,
первый вице-президент МЦР,
(Москва)

Культура и цивилизация

<...> Что есть Культура и что есть цивилизация – эту проблему нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление духа, действующего согласно закономерностям его энергетики. С этой точки зрения рассматриваются в Живой Этике основные понятия и основные процессы.

Николай Константинович Рерих, великий русский художник и ученый, был одним из немногих в XX веке, кто понимал смысл истиной Культуры и ее космическую роль в человеческой эволюции. Он постиг ее философское значение и стремился в своем творчестве показать это другим.

«Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, – писал Н.К. Рерих. – К удивлению приходится замечать, что эти понятия, казалось бы, так утонченные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».

Культура есть явление духа творческой деятельности человека. Цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своей сути и назначения. Отождествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим небезобидна, в результате она приводит к грезам о «тысячелетних царствах», «вечно живых учениях», «пролетарских» и «буржуазных» культурах. Это то, что мы уже прошли и что начинаем критически осмысливать. <…>

К области Культуры мы можем отнести, прежде всего, те проявления человеческого духа, которые как бы сами собой изливались из таинственных глубин самого человека и были естественны для него. Они носили природный характер, без них человек не мог бы оставаться человеком. В отличие от материи цивилизации, творимой человеческими руками и рассудком, дух Культуры складывался как бы сам собой, создавая удивительные и прекрасные узоры великого творчества. К Культуре мы можем отнести те таинственные движения нашей души и сердца, которые как бы природно выходят из нас, не являются созданием человеческого ума. Обратим внимание на религиозность. Культура всегда религиозна. Религиозность есть природное качество человека, человеческого мышления, человеческой души, человеческого сердца. <...> И когда эту религиозность начинают насильственно давить и насильственно отчуждать от человека, это приносит разрушительные результаты, и нам с вами прекрасно известно из истории наших последних десятилетий, что принесло народам такое насилие над религиозным чувством.

Культура в отличие от цивилизации является самоорганизующейся системой духа. Иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Новая наука, называющаяся синергетикой и зародившаяся в XX веке, дает некоторые наведения для выяснения закономерностей этой способности самоорганизации. <…>

Неотъемлемой частью Культуры являются такие высокоэнергетические явления человеческого духа, как сердечность и любовь. Без этих качеств, справедливо утверждает Рерих, нет культурного человека. <…> Культура не может существовать без связи с Высшим. <…>

Когда мы говорим, что человечество зашло в тупик, наводнив планету машинами, подчинив человека этим машинам, нанеся непоправимый вред природе Земли, а соответственно и самому человеку, то мы должны понять, что причины всего этого состоят в расхождении Культуры и цивилизации, в умалении Культуры и вознесении материальной цивилизации. В результате все пошло не по тому пути. Не по пути эволюции, которую регулируют великие законы Космоса, а по ухабистой дороге, ведущей в тупик, чреватый энергетическими катастрофами.

Поэтому и великие Учителя, космические Иерархи, и Николай Константинович Рерих уделяют такое большое внимание Культуре как явлению, двигающему эволюцию <…>.

<...> Новое Учение, данное космическими иерархами нашей планете, называется Живой Этикой. Живая Этика реализует себя не через мифологические образы, не через религию, а через науку или ту точку Синтеза, которая связана с основными направлениями эволюции. Однако стать точкой творящего Синтеза не может та наука, которая сформировалась в период материальной цивилизации, наука, оторванная от Культуры и нравственных проблем. Она должна пройти период серьезной трансформации. На современном этапе наука не может называться наукой, если она не изучает новые энергии и, прежде всего, психическую, а также миры иных состояний материи. Наука, именно с ее знанием и опытом, должна вывести человечество в Беспредельность. Наука грядущего может сыграть важнейшую эволюционную роль в предстоящем фундаментальном Синтезе Культуры и цивилизации. <...>


В.В. Струминский
академик, лауреат Ленинской и Государственной премий
(Москва)

Прогресс науки и искусства – новое мировоззрение

<...> Много недостатков в обществе связано с тем, что наука и искусство фактически оторваны друг от друга. Положение Рериха о их единении очень важно. Надо всячески его развивать. <...>

<...> живая материя радикально отличается от всего того, среди чего мы существуем. А если бы такие структуры и появились случайно, то они были бы незамедлительно уничтожены хаотическим движением этой же мертвой материи, стремящейся к хаосу и тепловой смерти. То есть сами народиться структуры живой материи не могут.  Но раз <...> на Земле существуют такие сложные регуляторные структуры, то они могли появиться только в противовес мертвой материи с помощью сил не материальной, а духовной природы. <...>

Оказалось, что во всей <...> Вселенной наряду с материальной составляющей существует духовная составляющая. Она есть не только на Земле, но и на других планетах. <...>

Сам Дарвин (а он изучал строение сложных элементов человеческого тела) в конце жизни говорил: «Меня пробивает холодный пот… Как так?! Такая жизнь не может возникнуть сама собой. Должен быть Всевышний!» <...>

Человечество конца XX века должно уже опираться на новую философию – дуалистическую, которая подтверждается экспериментальными и теоретическими данными и которая признает существование двух начал во Вселенной: материального и духовного. <...>

<...> основное предназначение человека – создание, и в первую очередь в человеческом обществе, регулярных упорядоченных одухотворенных структур, необходимых для выживания цивилизации.


А.Е. Акимов
директор Международного института
теоретической и прикладной физики
(Москва)

Физические модели мира

<...> Сформулированные концепции современной теоретической экспериментальной физики не только устраняют бездну отчуждения между Живой Этикой и ортодоксальной наукой, но и стирают границы между вульгарным материализмом и идеализмом. С позиций современных научных представлений то, что в Живой Этике называется психической энергией, по своим проявлениям тождественно совпадает с проявлениями торсионных полей. Специалист в области естествознания теперь может понять, что такое психическая энергия в привычных ему категориях, а сторонник космической парадигмы Живой Этики может понять, что такое психическая энергия на уровне процессов, изучаемых в физике. <…>

Несколько тысячелетий назад человечество утратило гармонию с собой, утратило гармонию с природой, гармонию с Космосом. Учение Живой Этики указывает путь возврата к гармонии. И если мы осознаем первичность нравственных и духовных начал в развитии нашей цивилизации в третьем тысячелетии, если сумеем отказаться от ложной концепции покорения природы, то сможем вернуться в космическое сообщество, к жизни по великим законам Космоса.


Г.И. Шипов
заведующий лабораторией Международного института
теоретической и прикладной физики, академик Академии нового мышления,
президент научной компании венчурных и нетрадиционных технологий
(Москва)

Тонкие миры в теории физического вакуума

<…> Принято считать, что материя, рожденная из вакуума, может находиться в четырех фазовых состояниях: твердом, жидком, газообразном и плазменном. Именно эти состояния вещества изучаются в школе и являются предметом научного исследования в многочисленных институтах и университетах. На основе полученных знаний формируется наше мировоззрение, в частности философский тезис материализма: материя первична, сознание вторично. Этот тезис предлагает воспринимать человека как материю, состоящую из твердых, жидких и газообразных сред, которые в свою очередь образованы молекулами, атомами и элементарными частицами. Сознание человека, его психика, эмоциональные и ментальные возможности в такой картине мира суть производные от материи, образующей его физическое тело.

Совсем иное соотношение между сознанием и материей следует из теории физического вакуума. В нем существуют тонкие миры, связанные с сознанием человека.

Подобные суждения возникли у философов Востока около пяти тысяч лет назад. В своих трактатах они утверждали, что источником всего сущего является Великая Пустота. Более того, в древних источниках имеются указания на существование тонких материальных миров, законы которых отличаются от законов обычного вещества.

В религиозных книгах и древних философских трактатах содержатся сведения о том, что, кроме физического тела, у человека существуют астральное и ментальное тела, что они образованы тонкими материями и способны сохранять информацию о человеке даже после смерти его физического тела.

К изучению тонких миров современная наука только начинает подходить. Интересны в этом плане Труды VII Всесоюзной конференции «Теоретические и экспериментальные проблемы теории относительности и гравитации», опубликованные в 1988 году в Ереване. Научное подтверждение существования тонких миров и тонких материй дано в моей недавно вышедшей работе. Опираясь на теорию вакуума, в основе которой лежит всеобщий принцип относительности, удалось показать, что кроме известных четырех уровней реальности (твердое тело, жидкость, газ, элементарные частицы) в природе имеются пятое состояние – вакуум, шестое – первичные торсионные поля и седьмое – Абсолютное Ничто; получается семь уровней реальности. <…>

До сих пор ортодоксальная физика психофизические явления не воспринимала. Просто не было математического аппарата для их изучения. В настоящее время такой аппарат, говорю осторожно, по-видимому, появился. <…>

СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации